(812)333 3003

  • КАТАЛОГ:

СТЕКЛОМОЛЛИРОВАННОЕ (ГНУТОЕ) СТЕКЛО,   ОБЛИЦОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫВЫРАБОТКА СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИКРОВЛИ И ФАСАДЫ ИЗ ТИТАНЦИНКАОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

С помощью форума мы надеемся усилить значение новационных технологий, облегчить и ускорить процесс их внедрения в производство. Темы форума: ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ К СТРОИТЕЛЬСТВУ * ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ * ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • МИРОВАЯ АРХИТЕКТУРА 

посмотрите все объекты выбрав "новости мировой архитектуры", или выберите один из разделов каталога, например "динамическая архитектура"

Центр Искусств Килден

Центр Искусств  Килден

Торговый Центр

Торговый Центр

  • ТЕХНОЛОГИИ

ФАСАДНЫЕ РАБОТЫ

МОДУЛЬНЫЕ ФАСАДЫ

ОБЛИЦОВКА ФАСАДОВ

СТРУКТУРНОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВО АЛЮМИНИЕВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

ФАСАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

АЛЮМИНИЕВЫЕ ФАСАДЫ

МОНТАЖ ФАСАДА

ОСТЕКЛЕНИЕ ФАСАДА

ЭЛЕМЕНТНЫЙ ФАСАД

ВЕНТФАСАД

РЕСТАВРАЦИЯ  ФАСАДА

УТЕПЛЕНИЕ ФАСАДА

ПРИМЕНЕНИЕ ЭТФЭ

ОГНЕСТОЙКИЕ ФАСАДЫ

ВЫСОТНОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ

ЗЕНИТНЫЕ ФОНАРИ

СВЕТОПРОЗРАЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

ШУМОИЗОЛЯЦИЯ

СВЕТОПРОЗРАЧНЫЕ

МОНТАЖ ВЕНТИЛИРУЕМЫХ ФАСАДОВ

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

МОКРОЕ УТЕПЛЕНИЕ

НАВЕСНЫЕ ФАСАДНЫЕ СИСТЕМЫ

СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ 

ТЕПЛОИЗОЛЯЦИЯ

ВХОДНЫЕ ГРУППЫ

ВИТРАЖИ, ВИТРИНЫ

АЛЮМИНИЕВОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ

СВЕТОВЫЕ ФОНАРИ

ОШТУКАТУРИВАНИЕ ФАСАДА

ОСТЕКЛЕНИЕ БАЛКОНА,ЛОДЖИИ

АЛЮМИНИЕВЫЕ ВИТРАЖИ, ОКНА

СТЕКЛЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ

РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

ПРОЗРАЧНАЯ КРОВЛЯ

ЦИНКОВЫЕ КРОВЛИ И ФАСАДЫ

ЗИМНИЙ САД

ЛЮКИ ДЫМОУДАЛЕНИЯ

ЗАМЕНА ХОЛОДНОГО ОСТЕКЛЕНИЯ НА ТЁПЛОЕ

ОСТЕКЛЕНИЕ АЛЮМИНИЕМ

ОТДЕЛКА ФАСАДОВ ЗДАНИЙ

ПРОЗРАЧНЫЕ КОЗЫРЬКИ

ТЁПЛОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ ЛОДЖИИ

УТЕПЛИТЬ БАЛКОН

ФАСАДНОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ

 

  • НОВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ

 


Произведения архитектуры и градостроительства как объекты авторского права

ЕРШОВ О., 14.04.2009
 ИС. Авторское право и смежные права, Москва

ДАННЫЙ ТЕКСТ РАЗМЕЩЕН В АРХИВЕ ПУБЛИКАЦИЙ. ДЛЯ БОЛЕЕ УДОБНОГО ЧТЕНИЯ, ПОЖАЛУЙСТА ПЕРЕЙДИТЕ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ

Традиционно строительство зданий и сооружений осуществляется в соответствии с предварительно подготовленной проектной документацией, основу которой составляют произведения архитектуры и градостроительства. Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения архитектуры и градостроительства относятся к объектам авторского права. В то же время следует обратить внимание, что юридическая природа данных объектов еще до конца не исследована. В частности, необходимо ответить на вопрос о том, в чем сущность подобного рода произведений и каким образом проявляется их творческий характер как необходимый элемент последующей правовой защиты.    Исследование в этом направлении имеет не только сугубо теоретический характер, но и вполне прикладное значение. В последнее время достаточно часто строительство осуществляется по реализованным ранее проектам, что в ряде случаев приводит к нарушению авторских прав. В связи с этим правильно установленная природа произведений архитектуры и градостроительства позволяет впоследствии применить к нарушителю авторского права имущественные санкции.

Определить юридическую природу произведений архитектуры и градостроительства довольно непросто. Традиционно само понятие "архитектура" связано с созданием нового, красивого, оригинального и неповторимого здания. Это достигается применением ранее разработанных элементов конструкций, набор которых образует архитектурный стиль. Отсюда, с одной стороны, сложность уже в том, как разграничить простой набор элементов в рамках одного архитектурного стиля и созданный, творчески завершенный объект. С другой стороны, необходимо учитывать, что гражданское законодательство в равной степени обеспечивает защиту прав автора как на содержание произведения архитектуры и градостроительства, так и на его исключительную форму. Например, п. 1 ст. 1259 ГК РФ к объектам авторского права в том числе относит проекты, чертежи, изображения и макеты, которые при наличии элементов оригинальности и новизны могут быть самостоятельным объектом защиты.
 Представляется, что в этом случае исследование произведений архитектуры и градостроительства как объектов авторского права должно осуществляться с учетом следующих положений. Изначально необходимо обратить внимание на то, что речь идет о произведениях как о совокупности идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеком форме [1]. Отсюда следует, что по содержанию произведение представляет собой нематериальное благо, которое является результатом творчества и имеет объективную форму выражения. Именно творческий характер произведения и объективная форма выражения должны рассматриваться в качестве его признаков, обеспечивающих в последующем условия защиты прав автора. В связи с этим основная задача настоящей статьи - выяснить, в чем проявляется творческий характер и объективная форма выражения в произведениях архитектуры и градостроительства.

 Определить творческий характер произведения архитектуры и градостроительства достаточно сложно, поскольку речь идет о совокупности признаков, которые свойственны только произведению. Кроме того, необходимо выяснить, какой должен быть минимальный уровень творчества, чтобы произведение архитектуры и градостроительства обеспечивалось защитой нормами авторского права.
 Как правило, в качестве признаков творчества учеными называется новизна, оригинальность, индивидуальность произведения [2]. Однако, как справедливо заметил А.В. Кашанин, не была установлена мера новизны и оригинальности, которая позволяла бы отделить творческие произведения от нетворческих [3]. Здесь необходимо исходить из того, что оригинальность как признак творчества указывает на тесную связь произведения с автором. Новизна произведения позволяет утверждать, что в сравнении с другими произведениями оно обладает своей индивидуальностью и неповторимостью. Иными словами, другого такого нет. Применительно к произведениям архитектуры и градостроительства речь может идти о свойственной только автору этого произведения способности подбирать архитектурные конструктивные элементы в пределах одного либо нескольких заранее выбранных архитектурных стилей. Здесь также можно указать на индивидуальную авторскую компоновку и соотношение объемно-планировочных решений, выраженных в расположении различных помещений, украшении фасадов зданий элементами конструкций, заимствованных из различных архитектурных стилей. Именно за счет такого рода проводимой автором комбинаторики конструктивных элементов достигается новизна, неповторимость и индивидуальность произведения архитектуры и градостроительства.

 Произведения архитектуры и градостроительства нельзя отождествлять полностью с результатами проектирования, хотя их соотношение очевидно. Ю. Брумштейн отмечает, что для возникновения авторского права необходимо наличие оригинальных, творческих элементов в объекте проектирования [4]. Однако если оригинальность и творчество рассматривать как свойственную только автору неповторимую форму отображения, то данное суждение будет справедливым лишь в отношении архитектурно-планировочных решений (далее - АПР) здания (сооружения). Такие решения являются неотъемлемой частью архитектурного проекта. Последний состоит из рабочих чертежей, на которых, собственно, и отображается АПР как творческий замысел автора, а также пояснительной записки. Значит, уже можно утверждать, что нормы авторского права должны охватывать лишь часть объекта проектирования, в которой воплощается свойственная только автору манера отображения АПР.
 

Таким образом, некоторые размышления о творческом характере произведения позволяют сделать вывод о том, что под термином "произведение архитектуры" следует понимать созданный автором архитектурного проекта внешний и внутренний облик здания (сооружения), который выражается в пространственной, планировочной и функциональной организации отдельных конструктивных элементов, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства. Гораздо сложнее определиться с произведением градостроительства. Последнее связано с градостроительной деятельностью - деятельностью по развитию территорий, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции .
 Проектирование, результатом которого могут быть произведения архитектуры, рассматривается как часть градостроительной деятельности. Следовательно, произведения архитектуры и градостроительства соотносятся, как часть и целое. Иными словами, под произведения градостроительства должны подпадать проекты планировки, зонирования, землепользовании и застройки, которые разрабатываются отдельными авторами и авторскими коллективами. Но вот можно ли назвать эти проекты произведениями?  По мнению Ю. Брумштейна, к произведениям градостроительства следует отнести АПР [4], что вряд ли следует признать обоснованным. Так, например, в соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, проект планировки территории разрабатывается для выделения элементов планировочной структуры и состоит из базовой части, а также материалов по ее обоснованию. В базовую часть входит чертеж планировки территории, положения о размещении объектов строительства. Материалы по обоснованию проекта строительства содержат схемы границ территорий, уличной сети, расположения элемента планировочной структуры. Отсюда можно сделать вывод, что произведением градостроительства должно признаваться только творческое решение, которое заложено в данных документах. АПР содержатся лишь в разработанной технической документации для строительства одного объекта в виде здания или иного сооружения (возможно, нескольких зданий (сооружений), которые объединены одним назначением и целью), но не для развития территории (строительства поселков, городов и т. п.) в целом.

 Произведения архитектуры и градостроительства, как отмечалось ранее, должны иметь объективную форму выражения. Представляется, что формой выражения такого рода произведений является проект. Построенное по проекту здание (сооружение) не может выступать произведением архитектуры или объектом авторского права.
 В юридической литературе предлагается другой подход. В частности, утверждается, что построенные по проекту объекты недвижимости должны рассматриваться в качестве основной объективной формы, в которой выражаются произведения архитектуры и градостроительства [6]. Однако следует учитывать, что построенное здание не может заменять само произведение. Последнее должно рассматриваться как нематериальное благо, для которого условием правовой охраны являются наличие творческого элемента и объективная форма выражения. Но условия правовой охраны нельзя отождествлять с сущностью произведения. Объектом охраны здесь выступает содержание произведения в виде архитектурно-планировочных идей, но не его форма.
 Однако произведение архитектуры должно обладать свойством воспроизведения, чего не может быть в построенном здании. Если строить здание по аналогичным проектам в другом месте, то необходимо делать привязку к местности, что уже способно нарушить изначальный творческий замысел автора, поскольку предполагается корректирование или изменение проектной документации. Также следует учитывать, что построенное здание можно рассматривать лишь в качестве повторной формы отображения произведения архитектуры, поскольку первой является проект. Но повторная форма производна, и она не может рассматриваться в качестве самостоятельного признака произведения, т. к. исключительно в одной этой форме произведение не может быть доступно. Смысл заключается в том, что построить здание без архитектурного проекта, с последующим введением здания в эксплуатацию, нельзя. Следовательно, с момента создания архитектурного проекта можно вести речь о том, что произведение уже существует, а значит, именно проект должен рассматриваться в качестве формы объективного выражения произведения архитектуры.

***
 ЛИТЕРАТУРА
 1. Серебровский В. И, Вопросы советского авторского права. - М., 1956. -С. 32.
 2. Ионас В. Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. -М., 1963. -С. 20.
 3. Кашанин А.В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве// Вестник гражданского права, 2007. - N 2.
 4. Брумштейн Ю. Анализ проектной деятельности в области строительства с точки зрения законодательства об авторском праве // ИС. Авторское право и смежные права. - 2005. - N 10. - С. 17.
 5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ//СЗ РФ, 2005. - N 1 (ч. 1). -Ст. 16.
 6. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. - М.: ТК "Велби", 2004. -С. 150.


Все права принадлежат OOO "ПКФ МАКОН" © 2009

Разработано в AlkoDesign

Россия, Санкт-Петербург,
Приморский пр., д. 59
E-mail: info@makonstroy.ru
Версия для печати Карта сайта
. Проектирование фасадов под ключ. Утепление и оштукатуривание фасадов. Монтаж вентилируемых фасадов. Производство и монтаж стеклоалюминиевых конструкций. Облицовка фасадов натуральным и искусственным камнем. Прямые поставки от производителей керамического гранита, натурального камня и алюминиевых композитных панелей. На главную Написать письмо Обратная связь Добавить в избранное