(812)333 3003

  • КАТАЛОГ:

СТЕКЛОМОЛЛИРОВАННОЕ (ГНУТОЕ) СТЕКЛО,   ОБЛИЦОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫВЫРАБОТКА СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИКРОВЛИ И ФАСАДЫ ИЗ ТИТАНЦИНКАОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

С помощью форума мы надеемся усилить значение новационных технологий, облегчить и ускорить процесс их внедрения в производство. Темы форума: ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ К СТРОИТЕЛЬСТВУ * ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ * ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • МИРОВАЯ АРХИТЕКТУРА 

посмотрите все объекты выбрав "новости мировой архитектуры", или выберите один из разделов каталога, например "динамическая архитектура"

Аэропорт Суварнабхуми

Аэропорт Суварнабхуми

консульство королевства Монако

консульство королевства Монако

  • ТЕХНОЛОГИИ

ФАСАДНЫЕ РАБОТЫ

МОДУЛЬНЫЕ ФАСАДЫ

ОБЛИЦОВКА ФАСАДОВ

СТРУКТУРНОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВО АЛЮМИНИЕВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

ФАСАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

АЛЮМИНИЕВЫЕ ФАСАДЫ

МОНТАЖ ФАСАДА

ОСТЕКЛЕНИЕ ФАСАДА

ЭЛЕМЕНТНЫЙ ФАСАД

ВЕНТФАСАД

РЕСТАВРАЦИЯ  ФАСАДА

УТЕПЛЕНИЕ ФАСАДА

ПРИМЕНЕНИЕ ЭТФЭ

ОГНЕСТОЙКИЕ ФАСАДЫ

ВЫСОТНОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ

ЗЕНИТНЫЕ ФОНАРИ

СВЕТОПРОЗРАЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

ШУМОИЗОЛЯЦИЯ

СВЕТОПРОЗРАЧНЫЕ

МОНТАЖ ВЕНТИЛИРУЕМЫХ ФАСАДОВ

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

МОКРОЕ УТЕПЛЕНИЕ

НАВЕСНЫЕ ФАСАДНЫЕ СИСТЕМЫ

СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ 

ТЕПЛОИЗОЛЯЦИЯ

ВХОДНЫЕ ГРУППЫ

ВИТРАЖИ, ВИТРИНЫ

АЛЮМИНИЕВОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ

СВЕТОВЫЕ ФОНАРИ

ОШТУКАТУРИВАНИЕ ФАСАДА

ОСТЕКЛЕНИЕ БАЛКОНА,ЛОДЖИИ

АЛЮМИНИЕВЫЕ ВИТРАЖИ, ОКНА

СТЕКЛЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ

РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

ПРОЗРАЧНАЯ КРОВЛЯ

ЦИНКОВЫЕ КРОВЛИ И ФАСАДЫ

ЗИМНИЙ САД

ЛЮКИ ДЫМОУДАЛЕНИЯ

ЗАМЕНА ХОЛОДНОГО ОСТЕКЛЕНИЯ НА ТЁПЛОЕ

ОСТЕКЛЕНИЕ АЛЮМИНИЕМ

ОТДЕЛКА ФАСАДОВ ЗДАНИЙ

ПРОЗРАЧНЫЕ КОЗЫРЬКИ

ТЁПЛОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ ЛОДЖИИ

УТЕПЛИТЬ БАЛКОН

ФАСАДНОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ

 

  • НОВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ

 


Архитектурно-художественный облик высотных зданий

27.07.2009, Дубынин А.А.
Архитектура и строительство России, Москва

Высотные здания, обладая большим, даже справедливо было бы сказать, огромным масштабом своего объема и его форм по сравнению с уже привычной для нас застройкой в 5, 9, 17, 24 этажа, обращают на себя особое внимание. При этом они воспринимаются как образцы передового строительства. Имея характерный, контрастирующий с рядовыми домами, как правило, вертикальный объем, оригинальные формы и силуэт, высотные здания могут играть особую роль в визуальном восприятии городской застройки, оказывая на нее значительное влияние. Учитывая это, их можно успешно использовать в качестве композиционных акцентов на площадях, улицах или в панораме района. Но вместе с тем необходимо помнить, что их архитектурные качества должны отвечать требованиям общества к городской среде, обеспечивая повышение ее эстетических качеств. Этим обусловлено то, что архитектурные решения высотных зданий в целом и архитектурно-художественные решения в частности должны рассматриваться особенно тщательно с позиций норм и эстетики.
Как известно, при утверждении предпроектных разработок и проектов определяются участок застройки, высота, силуэт, ориентировочные технико-экономические показатели. Также проводится визуально-ландшафтный анализ, материалы проекта рассматриваются на градостроительном совете, различными инстанциями и, в заключение, экспертизой. Все эти предусмотренные законодательством мероприятия в части архитектурных решений обеспечивают соблюдение градостроительных требований и норм по архитектурно-планировочным решениям. Но архитектурно-художественное решение здания остается за проектировщиком. Замечания по нему хотя и могут быть сделаны, но не имеют определенной нормативной основы и, как правило, носят рекомендательный характер. Специалисты Центра визуально-ландшафтного анализа и градостроительного регламента г. Москвы отмечают: “Здесь имеются свои сложности: если по параметрам высотности возводимых зданий есть определенные критерии, то в отношении стилистики архитектурных разработок мы можем давать только осторожные рекомендации с учетом возможного влияния на объекты историко-культурного наследия, расположенные рядом с предполагаемой застройкой”.


Между тем значение данного раздела проекта трудно переоценить: его несоответствующее выполнение, учитывая масштабы здания и его роль в застройке, может отрицательно повлиять на восприятие не только фрагмента застройки, а целого квартала, улицы, района. Итак, становится очевидной необходимость оценки архитектурно-художественного облика высотных зданий, которая позволяет определить, достойны ли они занимать то место в городе, для которого проектируются, смогут ли они выполнять ту роль, которую на них возлагает градостроительное решение, может ли служить их архитектура новым оригинальным и высокохудожественным образцом высотного строительства, - или требует доработки.


В связи с этим возникает вопрос, как оценить архитектурно-художественное решение высотного здания, что может служить критерием оценки. Как известно, художественные качества архитектуры нельзя определить формулой или измерить каким-либо прибором. Для этого требуется разработка специальных методов.
Одним из возможных путей решения проблемы представляется метод, основанный на последовательной оценке целесообразности, профессиональности и эффективности приемов и средств, применяемых при разработке архитектурно-художественного облика в проекте высотного здания.
Т. Г. Маклакова справедливо отмечает: “Архитектурный образ высотных зданий складывался в течение всей индустриальной эпохи под влиянием сменяющихся художественных стилей, функций, нормативных регламентации, новой строительной техники, эстетического потенциала новых материалов и конструкций”.
Архитектурно-художественное решение высотного здания, так же как и любого другого, предполагает работу над обликом объекта посредством проработки объемно-пространственного, архитектурно-композиционного решений и архитектурно-художественных приемов. Объемно-пространственное решение здания предусматривает моделирование внешней формы объема здания на основе объемно-планировочного решения, принимаемого как исходный материал для работы. Архитектурно-композиционное решение здания включает построение композиции всего здания. Архитектурно-художественные приемы подразумевают использование архитектурных деталей и средств композиции, усиливающих ее эмоциональную выразительность, включая подходы к сочетанию материалов, обработке поверхностей, использованию цвета, освещения и т. п. Кроме того, следует учитывать ряд факторов, обусловленных градостроительным окружением, в том числе, архитектурными характеристиками прилегающей застройки.
Результатом работы над архитектурно-художественным обликом является архитектурная композиция, которая при восприятии объекта создает впечатление о нем, “запрограммированное” зодчим с помощью указанных средств.
Основными видами архитектурной композиции являются объемно-пространственная и фронтальная. При обзоре архитектурного сооружения с разных точек при движении особое значение играет объемно-пространственная композиция, так как она создает общее представление об объекте, его форме. При обзоре здания с одной точки, например, с парадной площади и других мест, являющихся приоритетными в конкретной ситуации, предусматривается фронтальная композиция, которая выполняется для фасадов зданий .


Объемно-пространственная композиция высотного здания в большинстве случаев основана на применении вертикального объема. Его форма определяется конфигурацией этажей, нюансы которой могут быть визуально скрыты или выявлены за счет фасадных поверхностей и крыши. Форма объема может быть как простой (ортогональной), так и сложной (неортогональной). Из ортогональных форм высотных зданий можно упомянуть прямоугольную, цилиндрическую, пирамидальную, конусную и т. п. В последние годы многие высотные здания проектируются с неортогональными формами, например, имеющими изгиб вдоль, вокруг или поперек вертикальной оси, с применением криволинейной фасадной поверхности и т. п. Это позволяет получить необычный запоминающийся облик.
Для визуального восприятия объемной композиции высотного здания, прежде всего, имеет значение дальняя перспектива, позволяющая увидеть объемную форму в целом, хотя в большинстве случаев вид на него перекрывается существующей застройкой. Оптимальная дистанция восприятия высотного здания целиком зависит от его высоты и габаритов и приблизительно равна расстоянию, эквивалентному его высоте, умноженной на 2 или 3. Чтобы объемная форма с некоторых ракурсов не воспринималась как плоская, там, где это не выгодно, здание могут развернуть по отношению к зрителю. При восприятии двух сторон рассматриваемого высотного здания, форма выявляется за счет перспективного сокращения плоскостей фасадов зданий . Примером такого подхода можно считать здание гостиницы “Бурдж аль Араб” (Дубай, ОАЭ). Оно стоит на намывном острове, позади него находится Персидский залив, а наиболее выгодные точки обзора располагаются на линии берега. С учетом этого, здание “вполоборота” развернуто на зрителя, идущего по набережной, обеспечивая ракурсное восприятие гостиницы, что дает большую выразительность объемной форме.


Закономерностью восприятия объемной формы высотного здания является то, что зритель почти всегда смотрит на здание снизу вверх и практически никогда не видит крышу, поэтому для выразительного завершения объема при формировании венчающей части во многих случаях используются шатровые, пирамидальные высокие крыши и шпили, пропорции которых рассчитываются для восприятия снизу. Это происходит подобно тому, как скульптор меняет пропорции частей статуи, делая ее верхнюю часть больше, а нижнюю - меньше, при этом разница в пропорциях тем сильнее, чем выше статуя будет установлена.
Вертикальному объему присуща монотонность, что обусловлено типовой планировкой этажей и конструкциями. Но эта проблема хорошо решается в многофункциональных объектах. В них может быть выгодно использована смена функциональных зон по вертикали. Изменение фасада здания создается за счет разной планировки этажей, а иногда, и конструкции, влияющей на структуру фасада. Эффект может быть подчеркнут сменой художественного оформления фасада здания , использованием разных архитектурно-художественных приемов, что в данном случае оправдано сменой функции помещений.
Фронтальная композиция формируется решением плоскости фасада здания , рассчитанной на восприятие с одной стороны. При этом для высотных зданий, учитывая их вертикальный размер, предусматривается восприятие силуэта с дальней перспективы, различных фасадных плоскостей и крупных элементов - с более близкого расстояния, а мелких фасадных элементов с ближних точек, непосредственно у здания. Этим обусловлено использование различных приемов композиции в соответствующем им поле видимости. Так, композиционное решение с использованием крупных членений и элементов целесообразно в верхней и средней зоне фасада, а мелкие членения, элементы и архитектурные детали, как правило, уместны в нижней части фасада здания .
Архитектурный стиль оценивается на предмет соответствия существующей застройки, а также целесообразности технологических решений и с учетом экономических возможностей. Кроме того, разработка архитектурно-художественного облика требует учета современных стилистических решений в мировом искусстве и архитектуре.
Рассуждая об исторических стилях, известный мастер архитектуры Луис Генри Салливен утверждал следующее: “Нередко можно услышать вопрос: “В каком стиле это здание? ” И когда дается категорический ответ, даже если он звучит вроде: “Здание это в стиле Людовика XIV, с готическими деталями и кельтским орнаментом, приспособленным к современным требованиям”, - то ответ этот воспринимается с удовлетворением; потому что он совпадает с условным представлением об архитектуре задающего вопрос, а именно, что это вещь, выполненная “в стиле”.
Теперь предположим, что ответ не столь категоричен, например: “Здание представляет собой серьезную попытку серьезного архитектора создать сооружение, естественно, логично и поэтому вырастающее из существующих условий”, — и такой ответ вряд ли удовлетворит спрашивающего, ибо не будет совпадать с его условными представлениями, а последние всегда властвуют над человеком, если только он не обладает подлинной культурой…
Если слово “стиль” заменить понятием “цивилизация”, то мы сделаем крупный шаг в направлении разумного понимания “ценности” исторических памятников архитектуры”.
Задача поиска стиля должна решаться для каждого объекта индивидуально и требует новаторского, творческого подхода. Архитектура современных высотных зданий требует особого стиля, отражающего ее принципиальное отличие от рядовой застройки, и не допускает машинального копирования приемов, используемых для 5-25-этажных зданий. Такой стиль был найден отечественными зодчими при проектировании высотных зданий 50-х годов XX века, для которых определяющим было соблюдение традиций отечественной архитектуры и стремление ввысь. Для современных зданий характерным художественным приемом становится акцент на идее технического совершенства.


Соответствие облика функциональному назначению следует считать важнейшим параметром оценки, который является показателем согласованности архитектурного решения здания в целом.
Построение объема, композиция фасадов, художественное решение деталей должны раскрывать назначение здания, создавая соответствующее эмоциональное настроение человека, привлекая к нему посетителей, представляя его как общедоступный объект или официальный центр, или наоборот, создавая необходимую психологическую дистанцию между ними и зданием, делая его неприступным.
Здесь можно согласиться с Луисом Генри Салливеном, который утверждал: “Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря, свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей… Формы эти настолько характерны, так четко различимы, что мы просто считаем, что им “естественно” быть такими… Неужели это столь поразительная вещь или, может быть, настолько банальная, обыденная, настолько очевидная вещь, что мы не можем постичь, что форма, внешний облик, рисунок или что бы то ни было другое, относящееся к высотному административному зданию, должно, по самой природе вещей, следовать функциям этого здания, и что если функция не меняется, то и форма тоже не должна меняться?
Не свидетельствует ли это с полной ясностью и очевидностью о том, что первому или двум нижним этажам должна быть придана своя особая форма, соответствующая их собственному назначению, а что этажи типовых контор, которым присущи одни и те же функции, будут возвышаться один над другим, повторяя одну и ту же форму; что же касается верхнего, венчающего этажа, то и эта его специфическая функция должна получить выражение в его силе, значительности, непрерывности и завершенности? Именно из этого естественного самопроизвольно возникает деление на три части, а не из теории, символа или надуманной логики.
Так архитектура высотных административных зданий найдет свое место в ряду других видов архитектуры, созданных в те редкие эпохи, когда архитектура оказывалась живым искусством… ”
Для человека реалистичность архитектуры играет большую роль, определяя его психологическое отношение к объекту как к классическому, театрализованному или бутафорскому.
Индивидуальность облика обусловлена стремлением архитекторов и заказчиков к созданию каждого высотного здания как неповторимого и запоминающегося строения. На это влияет роль высотного объекта как акцента в застройке, а также как символа престижности его владельца.


Здесь необходимо отметить, что подобное решение не должно противоречить функциональности архитектуры и усложнять конструктивное решение. К сожалению, часто можно видеть, как в погоне за оригинальностью авторы забывают об одном из основных законов архитектуры - “пользе” здания (его функциональной составляющей), превращая его в скульптуру порой совершенно нерациональную по функциональным и эксплуатационным характеристикам. Особенностью архитектурной композиции является то, что ее построение определяется не только эстетическими соображениями, как это имеет место в других видах искусства, а главным образом, функциональными, практическими, технико-экономическими требованиями, которые являются основными при создании архитектурного сооружения.
В обобщенной характеристике архитектурно-художественного решения выражается оценка, призванная уравновесить возможные несостыковки оценок по предыдущим вопросам ввиду того, что некоторые из упомянутых качеств могут быть не полностью раскрыты в каждом проекте, без ущерба, а иногда и с выгодой для общего композиционного решения. Обобщенная характеристика производится независимо от предыдущих показателей.
Итак, рассмотренные вопросы представляют собой перечень ключевых позиций, необходимых для оценки архитектурно-художественного облика высотных зданий. Теперь следует определить, каким образом они могут быть произведены.


Здесь предлагается использовать экспертные оценки. Оценка экспертов по проблеме возможна с использованием ряда методик, среди которых следующие:
- анализ документальных (в том числе, публикаций, выступлений на конференциях, семинарах и т. п.) источников, в которых авторитетные эксперты выступают как авторы;
- опрос экспертов с помощью формализованной анкеты, в которой респонденту-эксперту предоставляется возможность ответа в простейшей форме “да” или “нет” или иной, в свободной форме изложения;
- интервью, в течение которого освещаются все аспекты проблемы.
Для проведения оценки облика высотных зданий был выбран опрос с помощью анкеты. В нее включены рассмотренные выше вопросы, позволяющие оценить качество архитектурной композиции. Эксперты на основе своего опыта и интуиции дают частные оценки по каждому из них.
В качестве экспертов избираются специалисты, наиболее сведущие и авторитетные в данной проблеме. Ими выступают специалисты-архитекторы со стажем работы по специальности не менее 5 лет. Для обеспечения достоверности результатов количество экспертов должно быть не менее десяти.
Частные оценки экспертов обрабатываются методами статистики, в результате чего получаются статистически обобщенные оценки, по которым можно судить об эстетических качествах архитектурно-художественного облика объекта. При этом, в отличие от метода коллективной оценки, исключается возможность влияния одних экспертов на других (”влияние авторитета”).
Учитывая, что в опросе участвуют несколько экспертов, результатом опроса станет большое количество частных оценок. Они обобщаются методами математической статистики для получения окончательных, достоверных выводов. Здесь целесообразно воспользоваться уже разработанными методами.
Сначала выполняются наиболее простые из них - средние оценки экспертов по каждому вопросу, дисперсии и среднеквадратичные отклонения частных оценок от средних их значений, коэффициенты вариации, характеризующие согласованность мнений экспертов по каждому предложению.
Затем с помощью современных средств обработки информации производятся более сложные оценки: с использованием коэффициента конкордации, характеризующего согласованность мнений экспертов по всем предложениям, и коэффициента парной ранговой корреляции, характеризующего согласованность мнений экспертов друг с другом. Коэффициенты вариации Vi позволяют оценить согласованность мнений экспертов по предложению i: при Vi = 0 - полная согласованность; при 0 < V; < 0, 3 - мнения экспертов практически можно считать достаточно согласованными. Значения коэффициента конкордации изменяются в пределах от 0 до 1: при W = 0 - полная несогласованность экспертов; при W = 1 - согласованность. Коэффициент парной ранговой корреляции удовлетворяет условию: - 1 < Pjk < 1. При Pjk = 1 мнения экспертов j и k совпадают; при Pjk = - 1 мнения экспертов являются противоположными. Если значения всех коэффициентов оказываются отрицательными, то можно сделать вывод о слишком больших разногласиях экспертов, что нельзя считать приемлемым. Коэффициент согласованности изменяется в пределах от - 1 до +1. Можно считать приемлемой согласованность при Wj > 0, 5.
В целом, расчеты должны подтвердить, что результаты экспертизы представляют собой решение, принятое группой квалифицированных специалистов, и имеющее объективный характер, обеспечиваемый необходимым уровнем совпадения их мнений.


По представленному методу было проведено пробное обследование нескольких объектов, результаты которого приведены в таблице. Объектами, выбранными для данного обследования, являются высотные здания, построенные в Москве.
1. “Башня 2000″ (30 этажей), 2003 год. Архитектор Б. И. Тхор и другие. Набережная Тараса Шевченко, Москва.
2. “Город столиц” (62-72 этажа), строительство не завершено. Архитектор Э. ван Эгераат. ММДЦ “Москва Сити”.
3. “Многофункциональный жилой комплекс с развитой инфраструктурой и подземной автостоянкой” (22-39 этажей), 2008 год. “Дирекция капитального строительства”. Улица Русаковская, Москва.
4. Гостиница “Сокольники” (25 этажей), 2006 год. Архитекторы В. Стейскал, А. Ястребов, Н. Гулевич. Улица Русаковская, Москва.
5. Административно-офисный центр “Соколиная гора” (35 этажей), 2008 год. “Товарищество театральных архитекторов”. Семеновский переулок, Москва.
6. “Многофункциональный жилой комплекс” (13-30 этажей), 2009 год. “Ант Япы Санайи Be Тиджарет Лимитед Ширкети”. Улица Мироновская, Москва.
7. Гостиничный комплекс “Измайлово” (30 этажей), 1981 год. Архитекторы: Д. Бурдин, В. Климов, Ю. Рабаев. Измайловское шоссе, Москва.
8. “Жилой комплекс на Дмитровском шоссе” (30 этажей), 2004 год. Архитекторы А. Скокан, А. Гнездилов, И. Ивлев, Т. Ланина. Дмитровское шоссе, Москва.
9. Гостиница “Украина” (34 этажа), 1955 год. Архитекторы А. Мордвинов, В. Калиш, В. Олтаржевский. Кутузовский проспект, Москва.
10. Жилой комплекс “Триумф Палас” (26 этажей), 2007 год. “ДОН-Строй”. Чапаевский переулок, Москва.
Проведенная работа позволила выявить ряд дополнительных требований, которые необходимо учитывать при проведении оценки проектов высотных зданий. Так, представляемые материалы должны содержать планировочные схемы типовых этажей, цветные перспективы со стороны всех фасадов дома . Требуется краткое описание архитектурно-планировочного решения. Кроме того, эксперты, принимающие участие в оценке, должны быть знакомы с районом, в котором предполагается строительство, и иметь четкое визуальное представление о нем, для чего можно приложить фотографии района. Необходимы визуализации с фотомонтажом, демонстрирующие проектируемый объект, вписанный в существующую застройку.
Анализ рассматриваемых объектов и полученных данных показал ряд типичных ошибок, допускаемых при разработке архитектурно-художественного облика высотных зданий. Это нарушение масштаба и сомасштабности объемно-пространственной композиции; недостаточный учет архитектуры окружающей застройки; плохая проработка второстепенных фасадов, которые для высотных зданий имеют не меньшее значение, чем главный; иногда полное отсутствие архитектурной проработки композиции фасадов, приводящее к их утилитарному облику.
В то же время выявлены и успешно решаемые задачи формирования архитектурно-художественного облика. Так, для многих объектов характерно высокое качество объемно-пространственной композиции, удачные решения в поиске современного архитектурного стиля высотных зданий, достижение индивидуальности облика зданий, обеспечивающее характерные узнаваемые черты для каждого из них.

Таким образом, значение архитектуры высотных зданий, их влияние на эстетические качества городской среды диктуют целесообразность оценки их архитектурно-художественного облика. Это позволило бы обеспечить необходимую корректировку проекта в процессе его разработки и, в конечном итоге, повысить привлекательность будущей застройки.
Предложенный метод оценки не является единственно возможным; однако неоспоримо, что архитектурно-художественный облик высотных зданий может и должен быть выступать предметом внимания общественности и анализа и оценки экспертов как важный фактор, влияющий на облик города, его социальную среду и имидж.


Все права принадлежат OOO "ПКФ МАКОН" © 2009

Разработано в AlkoDesign

Россия, Санкт-Петербург,
Приморский пр., д. 59
E-mail: info@makonstroy.ru
Версия для печати Карта сайта
. Проектирование фасадов под ключ. Утепление и оштукатуривание фасадов. Монтаж вентилируемых фасадов. Производство и монтаж стеклоалюминиевых конструкций. Облицовка фасадов натуральным и искусственным камнем. Прямые поставки от производителей керамического гранита, натурального камня и алюминиевых композитных панелей. На главную Написать письмо Обратная связь Добавить в избранное